Второе высшее образование — за или против?

Мир переходит к новому стандарту мышления в сфере рынка услуг – высшее образование становится во главу угла для определения степени соответствия занимаемой должности. Предубеждение к тем, кто не имеет документов об окончании ВУЗа, становится явно не модой, а стереотипом мышления. Среднее профессиональное образование даже профильное уже не является обязательным атрибутом уровня подготовки в субъективном восприятии этого значения у работодателей.

Востребованность образования

В первую очередь, это связано с расширением рынка услуг. Даже в России, которая по многим показателям стоит на одной «лестничной площадке» с Нигерией и Новой Зеландией по уровню промышленного производства и экономики, тем не менее, сфера услуг занимает более половины (по некоторым подсчетам – до двух третей) рынка труда. У нас кандидат на должность продавца, имеющий документы об окончании торгового техникума, проигрывает в сравнении с кандидатом, имеющим высшее образование, которое совсем никак не относится к торговле (например, инженера-технолога химпрома). Высшее – таки, хоть и непрофильное. И никому не интересно, как учился этот кандидат, использовал ли он готовые дипломы или вообще приобрел документы об окончании ВУЗа в интернете.

Эта тенденция слишком очевидна, чтобы ее не замечать. Именно поэтому большинство городских школьников стремиться правдами и неправдами поступить именно в ВУЗ и окончить его. Причем специальность стоит на втором месте после возможности поступления и платы за обучения и консультации.

При этом, по данным той же статистики, только одна треть окончивших ВУЗ в России, работает по своей специальности. Все остальные – тоже работают, но по совершено иным направлениям. Из окончивших технические институты и университеты, по своим специальностям вообще работают только в пропорции один из четырех.

Качество высшего образования

Массовость высшего образования породило и комплекс проблем. Высшие учебные заведения просто физически не справляются с потоком абитуриентов. Особенно это касается государственных учреждений и еще больше – там, где наибольшее количество бюджетных мест.

Если раньше все университеты и некоторые институты (юридические, экономические, МГИМО и другие) были некоей элитной организацией, куда поступали только «самые-самые», то теперь там учатся как с умственными, так финансовыми возможностями.

Хорошо это или плохо? Неизвестно. Но известно только одно – с каждым годом количество сервисов по помощи студентам (и «белых», и «серых»), в том числе оказывающих услуги по интернету, неуклонно растет…

Оставить комментарий